ПРОТОТИПИЧНОСТЬ В МАНЕКЕНОСТРОЕНИИ
НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ О МАНЕКЕНОВОМ КЛОНИРОВАНИИ
Что такое манекен? Это,
в первую очередь, как правило, подобие некоего живого существа, в частности,
человека. Прототипом любого «человекоподобного» манекена является человеческая
особь женского или мужского пола. Иногда в качестве прототипов выступают дети.
Однако существует, как показывает бизнес-опыт в деле создания концептуальной
модели, её проектирования, изготовления и реализации или, как мы окрестили весь
вышеописанный цикл – «манекеностроении», ещё один уровень прототипичности. Это
заимствование стиля, формы, да, пожалуй, иногда и всех нюансов изделия от одной
фирмы-изготовителя другой.
Вот на эту тему давайте
и порассуждаем.
А на самом деле, зачем
что-то изобретать, если есть хорошо зарекомендовавшие себя, однажды
понравившиеся потребителю модели и вошедшие в серию с целью массового
тиражирования? Зачем что-то менять, если данная поза, допустим, женского
манекена, так удачно подчёркивает эффектность и притягательность женских
прелестей, что всё остальные варианты будут явно проигрывать данной позе?
Неужели с годами в мировом манекеностроении выработалась определённая
стандартизация форм, поз, соотношений размеров?
За долгие годы изучения
нами всевозможных стилей манекенов, мы пришли к выводу, что новизны в этом деле
очень и очень не хватает! Не хочется лишний раз призывать энергичных
дизайнеров-экспериментаторов преодолевать новые вершины, но застой в разработке
оригинальных прототипов для массовых моделей явно налицо. Не стоит успокаивать
себя мыслью об ограниченности и предсказуемости возможных вариантов манекеновых
решений: есть, мол, выигрышные позиции для большинства женских и мужских манекенов.
Вовсе не обязательно считать, что только женский манекен, в форме запрокинутых за
голову рук и соблазнительно согнутой ноги в колене чаще всего будет привлекать
взоры покупателей. Опять же не надо думать, что мужские манекены всегда будут
выглядеть максимально мужественно, лишь выстроившись в ряд как культовые истуканы
на острове Пасхи.
В свете максимального
обеспечения свободы выбора поз, форм и композиций сейчас с небывалой силой
развивается такое направление в витринном дизайне, как живые манекены.
Удовольствие это для владельцев магазинов недешёвое, зато эффект, порой, просто
фантастический!
Возвращаясь к нашим «пластиковым
друзьям», хотелось бы рассмотреть процессы прототипичности на примере
копирования одной модели женского лежащего манекена. Так вот, есть такая
известная немецкая компания-производитель манекенов «EuroDisplay». Представляет эту торгово-модельную
марку в России одна из самых крупных российских компаний-продавцов торгового
оборудования – «Торгкомплект». Несколько
лет тому назад «Торгкомплектом» активно продвигалась модель родом из «EuroDisplay»
серии «ShowGirls», поза 9:
На фоне успеха данной
модели с не меньшим успехом появился её мало чем отличающийся клон,
произведённый в отечественной манекеновой мастерской – «Первой фабрике манекенов». Кодовое имя
этому копированному творению «отечественных манекеностроителей» дали весьма
звонкое и чисто российское – «Ульяна-01»:
Кстати, в принципе, здесь нет
абсолютно ничего предосудительного с точки зрения массового потребителя,
наоборот, не сильно потеряв в качестве, а может, даже вообще сохранив все
характеристики прототипа, вариант «российской сборки» дешевле своего немецкого
оригинала на 68%, то есть, почти в 2 раза! Сравните: «Ульяна-01» с макияжем и в
базовом телесном варианте цветовой гаммы стоит 13950 руб., а аналогичная
немецкая родоначальница модели 23496 руб. (цены – по состоянию на июнь 2012г.).
Только как быть с авторскими правами на образ, если таковой вообще был когда-либо
зафиксирован документально? Вопрос не простой и нет на него однозначного ответа.
С одной стороны, это плагиат, с другой… творческое осмысление положительного
опыта предшественника. В конце концов, часто всё определяется экономической
целесообразностью: вполне вероятно, что некий патент на модель когда-то и
существовал, но по истечении времени он утратил силу, и юридически у других
производителей появилась возможность сделать, мягко говоря, «что-то своё на
заданную тему». В любом случае можно только порадоваться за отечественного
продавца – у него появится очередной выбор: либо престиж и европейское качество,
либо экономичнее, но в какой-то степени ограниченно по эксплуатационным и
эстетическим параметрам (ресурс конструкции, качество материала и отделки, прочность
и эффектность покрытия и т.д.).
Не будем всё же судить
строго тех отечественных производителей, что стремятся взять на вооружение всё
передовое и совершенное, что есть в мире. В России много даётся с трудом. В
результате труда появляется вполне достойное изделие. Здесь мы полностью на
стороне производителя, что даёт рабочие места нашим россиянам, а не тянет
только произведённое из-за рубежа. Не всё, что делается не в России, достойно
внимания. Взять, например, китайские компании. Вы только посмотрите, как
штампуют там одну и ту модель манекена на бесчисленных фабриках Поднебесной!
Какое однообразие форм, поз и моделей при таком колоссальном количестве
производителей! Зато дёшево, но, иногда, уж очень сердито. Хотя есть там и
вполне серьёзные игроки «манекенового рынка».
В итоге стоит заметить:
пространство для творчества огромно как сама вселенная, поэтому не стоит себя ограничивать
рамками укоренившихся в сознании стереотипов. Манекен – это такой же предмет
для творчества скульптора-дизайнера, как мольберт для художника. Больше новых
идей – и появятся свежие модели, ярко выделяющиеся на фоне устаревших
стандартов. Время, как известно, не стоящее на месте, наверняка привнесёт
что-то необычное с точки зрения нынешнего уровня понимания вопроса и это будет,
несомненно, правильно и обосновано.
«ManEx Design Studio», июнь, 2012г.
|