О манекенах, торсах и прочих
"дисплеях"
Дисплей
- это не только "око" компьютера, но еще и один из главных
инструментов мерчендайзера. Дисплей - демонстрационное устройство, работающее
на привлечение покупательского внимания. В наше время, когда наглядность
особенно в цене, дисплейной поддержкой охвачены практически все товарные
группы.
Но особенно велика роль
демонстрационного оборудования в сфере конфекционной торговли - в подаче
одежды, обуви и модных аксессуаров. В этой среде особенно принципиально
художественное качество дисплеев. Конфекционные дисплеи делятся на три большие
группы:
- Дисплеи узкоспециализированной демонстрации (фрагметарные).
- Крупноакцентные дисплеи.
- Комплексные дисплеи.
Фрагментарные дисплеи. Самый расхожий пример фрагментарного
дисплея - полиэтиленовые ноги для демонстрации колготок. Художественной
нагрузки у "ножек" почти нет - сугубо утилитарная вещь, наглядно
подающая товар. Более вариативны ювелирные дисплеи - различные формы для
демонстрации колец, ожерелий, браслетов. Различаются они ценой, материалом и
художественными амбициями. Дороже стоят скульптурные дисплеи - руки для
демонстрации колец и браслетов, "грудки" и бюсты с головой разной
степени стилизации. Последний вариант позволяет подать единым ансамблем бусы
или ожерелье, серьги, остромодную очковую оправу. Основной материал
скульптурных дисплеев - полистирол (гладкий или фпокированный), менее популярен
из-за своей хрупкости фпокированный пенопласт, гипсовые дисплеи встречаются еще
реже - они наименее практичны
Крупноакцентные дисплеи - торсы для демонстрации белья и
верхней одежды, бюсты и шляпные болванки. Это одна из самых традиционных, с XIX
века используемых дисплейных групп. Тогда и слова-то "мерчендайзинг"
в обиходе не было. Памятник здешним традициям - простейший манекен -
портновская болванка, обтянутый тканью торс на стержне. Именно эта конструкция
первой перекочевала из швейных мастерских в витрины и холлы модных магазинов.
Впрочем, в современном магазине портновские болванки из ателье использовать не
стоит, ибо у них очень специфичный, сугубо цеховой вид - въевшиеся следы мела,
дырки от булавок на обшивке, примитивная подставка, большой вес, наконец.
Мерчендайзеру нужна декоративная имитация швейной болванки - легкий «формер» из
полиэтилена, полипропилена или пенопласта, обтянутый мешковиной, трикотажным
полотном или кожей. Раскройщику такая псевдоболванка не пригодится. Ее задача -
вносить в интерьер и образ выставляемой вещи нотку респектабельной ностальгии.
Художественные нюансы такого дисплея состоят в тоне и фактуре обтяжки, в форме
заглушки на горловине торса и в конструкции штативной опоры ("блин"
или тренога).
Есть формеры, детально имитирующие портновский инструмент (грубая джутовая
обшивка, рукоятка на горловине, разлапистый штатив с подъемной пружиной и
педалью).
Другие же являются лишь вольными перепевами мотива (дорогая обшивочная ткань,
нарочито нарядная, никелированная станина, заглушки и подставки из древесины
дорогих пород или ярких пластиков). Применяются портновские болванки для
демонстрации деловой одежды, классических пальто - в общем, там, где нужно во
всех нюансах выдержать дух разумного консерватизма.
А
вот для демонстрации белья или спортивного трикотажа швейная болванка (не
важно, реальная или декоративная) не очень подходит: она статична, текстильная
фактура обшивки нередко конфликтует с фактурой демонстрируемого трикотажа.
Наконец, бедренная часть у классического формера отсутствует. Поэтому в салонах
белья и спорттоваров рационально использовать не портновские болванки, а
скульптурные формеры более детальной лепки. Это уже не схематичное тулово, а
женский или мужской торс с усеченными, но явно обозначенными бедрами и
предплечьями, с сосками и натуралистичным брюшным прессом. И с этим… (м-м-м…
как бы это поделикатнее назвать?) короче, с тем, что мужские плавки бугрит.
Короче, с аккуратным намеком на сексуальный контекст.
Торс
может быть прямым или изогнутым в динамичной гимнастической позе, может
содержать античные или ренессансные цитаты (окраска под мрамор, гранит или
старую бронзу, имитация сколов), может быть, напротив, подчеркнуто
модернистским (металлизация или прозрачный "газированнный" пластик)
Но в любом из воплощений он подходит для демонстрации вещей ярких, чувственных
и гендерно значимых. На новосибирском рынке эти дисплеи представлены
итальянскими марками. С крепежной фурнитурой или без нее. Наиболее популярны
торсы-манекены со штативом шейной фиксации. У этих штативов наиболее
разнообразный дизайн. Штативы бедренного крепления дешевле. Наиболее
демократичны пенопластовые торсы без подставки. Китайская марка East Mannequins
в этом секторе представлена штучно и в массовых масштабах в город не поступает.
Если, конечно, не считать так называемые "полуторсы" - незатейливые
пластиковые тушки без спины, "украшающие" вещевые рынки. Главный
минус болванок и торсов - фрагментарность экспозиции, ее статичность и
анонимность. При визуализации классического мужского костюма статичность - не
помеха и на имидж вещи не влияет. Но при работе с трикотажем, джинсовой,
детской, молодежной или концептуальной одеждой часто возникает нужда в более
динамичной подаче. Плюс популярный в мерчендайзинге принцип ансамбля, когда
покупателю "роняют в душу" не единичный предмет гардероба, а целый
комплект от пальто до галстука и носков. Справиться с этой миссией может только
комплексный дисплей - сборный манекен.
Несмотря
на то, что манекены были привычным атрибутом нашей торговли даже в самые скупые
на художества времена, они лишь недавно начали выполнять свою изначальную
функцию. Ибо в советской торговле манекен был сугубо номинальным атрибутом:
жанр промо-пластики новые веяния дизайна обходили стороной, примитивны были
технологии изготовления. Догонять Запад нам пришлось в 90-е XX-го столетия. И сейчас в сфере
промо-пластики уже сформировалась галерея стилей и рейтинг марок.
Какими они
бывают:
1.
Реалистичные. Такой манекен является
наиболее точным подобием человека. Обычно даже натуралистично исполненная
фигура анонимна, но иногда у дисплея есть реальный прототип. Самыми
"окукленными" были Мэрипин Монро и Бри-жит Бардо (в 60-е даже
московские универмаги были плотно заставлены ее двойниками), Шона Коннери в
80-е почтили вниманием сразу две фирмы - датская Hindsgaul и чехословацкая
Merkur, в Германии "клонировали" Софи Марсо. А у англо-американской
компании Adel Rootstein персонализированные манекены вообще составляют основу
модельной линейки. Началась она со знаменитой Твигги.
2.
Полустатуарные манекены. Подвид
реализма, отличительная черта которого - лепные прически фигур. Многие компании
выпускают одну и ту же фигуру в двух модификациях - с париком и с лепными волосами.
Манекены реалистичного и полустатуарного стиля наиболее популярны и у дизайнеров,
и у публики. Они пригодны и для небольших композиций, и для многофигурных
диорам в ленточных витринах. Традицией стало применение полустатуарных фигур в
джинсовых салонах - первый всплеск моды на манекены с лепными волосами пришелся
на 50-е и совпал с джинсовым бумом. А дизайнеры до сих пор поддерживают эту
ассоциативную связь. Минус полустатуарных манекенов - невозможность смены
прически. При одевании лепные локоны цепляются за одежду, царапаются и
обламываются. Впрочем, и над сменяемостью, и над прочностью дизайнеры работают.
Так, гонконгская фирма "Дай-Ичи" недавно выпустила женскую серию
"Перки", фигуры которой снабжены неким гибридом парика и лепной
прически. Лепные пряди сделаны из винила, надеваются на лысую кукольную голову
на манер купальной шапочки, не боятся царапин и сколов, позволяют легко надеть
на куклу даже одежду с узким воротником и легко заменяются.
3.
Статуарный манекен. В пластическом и
колористическом смысле является имитацией "капитальной" статуи -
лепные волосы, имитация фактуры металла, камня и следов скульпторского резца,
иногда высверленные зрачки. Итальянская компания Almax S.p.a. даже изображает
патину на поверхности ложно-бронзовых манекенов. Самые ходовые оттенки -
бронза, терракота, гранит. И, конечно, цвета-хиты - черный и белый.
Манекены статуарного стиля используются для демонстрации достаточно дорогих,
консервативных вещей со строгой колористикой и силуэтом - деловой одежды,
мехов, элитного белья. В витрине со статуарными манекенами обязательно нужны
фоновые задники - занавесы, жалюзи, панели или мембраны. Наиболее органично
статуарные манекены внедряются в торговые интерьеры полярно различного вида: в
минималистские пространства и в помещения в стиле ампир (неважно, сталинский
это ампир или "натуральный").
Фигуры реалистичного, полустатуарного и статуарного стилей присутствуют в
модельной гамме всех производителей и различаются нюансами материалов,
художественного качества и цены.
За
прошедший век в активе специалистов по visual merchandising сформировалась
обширная галерея стилей:
1.
Арт-деко. Первый из достаточно
проработанных художественных стилей, затронувших мир промо-ппастики. До того,
до 1925 года, в этой сфере царил примитивный ремесленный "рея-пизьм".
Черты арт-деко - условная лепка лица и рук, небольшая доля удлиненных линий
а-ля Модильяни, непринужденное жеманство поз и нарочитая отстраненность. Каким
бы ни был манекен стиля арт-деко, натуралистичным или статуарным, правдоподобия
в нем минимум:
яйцевидное лицо, большие "газельи" глаза. Героиня арт-деко подчеркнуто
"не отсюда".
Не мудрено, что такие манекены применяются для демонстрации самых дорогих,
нарочито буржуазных товаров - элитного женского белья, нарядов со стразами,
роскошных шляп. Арт-деко - это сугубо "буржуйский" стиль. Мужские
вариации на тему арт-деко встречаются реже: антропологическая первооснова этого
стиля - актер Рудольфе Валентине - сейчас воспринимается двусмысленно. Зато
упрощенный, динамизированный арт-деко приветствуется в магазинах спорттоваров.
Условно-рубленые черты лиц, граненые мышцы, порывистые позы и зримое сходство
со знаменитой статуэткой Оскара. В Новосибирске спортивный вариант арт-деко
представлен изделиями гонконгской фирмы Dai-Ichi.
2.
«Стайлинг». Стиль, сформировавшийся
в США в 40-50-е годы. Полустатуарная эстетика. Обязательные лепные прически,
приветливое или капризно-наивное выражение, ротики-бантики. Героиня стиля
стайлинг - американская барышня-подросток - плоть от плоти огнедышащих
музыкальных автоматов, кислотных лимузинов с плавниками и рок-н-ролльных
всполохов. "Фишка" для джинсовых салонов. Увы, у нас стайлинговые
манекены наиболее доступны лишь в исполнении китайской фирмы East Mannequins.
Почему "увы", ниже прочтете.
3.
«Брутализм». Стиль мужских манекенов
конца 50-х - середины 60-х годов. Герой - мачо 30-40 лет, с грубыми чертами
лица, с гладко зачесанными лепными волосами, с суровой складкой меж бровей, с
кирпичным подбородком, но при этом в безупречном пиджаке.
В пору первого расцвета стиля в углу кукольных ртов даже делались специальные
отверстия для трубки или сигары. Эта неполиткорректная эстетика вновь в большой
моде в XXI веке - в виде точных копий старых фигур или современных монохромных
стилизаций. Сфера применения - мужская одежда стиля casual, дубленки, кожаные
куртки, одежда стиля "сафари" или "милитэри", строгое
направление джинсовой или трикотажной моды. А вот для спортивной одежды
манекены брутального стиля недостаточно динамичны. Эконом-класс брутализма
представлен турецкими фирмами Dizayn Vitrin и Detay Manken, посредине -
немецкая марка Moch Figuren, элита - Almax.
4.
Стиль «Reduction». Фигуры со
"сколотыми" частями тела. Некоторые из них композиционно близки
швейным болванкам.
ГАЛЕРЕЯ
МАРОК
Дешевыми
и красивыми являются ростовые манекены производства Тайвань. Их стоимость
варьируется от 7150 рублей до 7500 рублей. Они пластичны, имеют современные типажи и
свободны от характерных азиатских "глюков". Добротный мидл-класс. Более
дорогими являются итальянские и немецкие манекены.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Огрехи
декораторов и мерчендайзеров связаны в основном именно с крупным дисплейным
оборудованием - формерами и манекенами.
1. При работе с детской
одеждой опасно увлечение формализмом. Многие производители распространяют
гротескную эстетику и на детские манекены. Но то, что взрослому зрителю кажется
оригинальным, малыша может напугать. В детском магазине не стоит использовать
манекены выморочного дизайна. Если, конечно, детский вопль "Мама, там
страшная чучела!" не является вашей целью.
2. Статуарные манекены не
рекомендуется компоновать в большие группы - не больше 3-4-х фигур на один
витринный бокс. В большем количестве монохромные фигуры создают ощущение
монотонности. Исключение - модный на Западе композиционный прием
"кпонинг". Суть его - доведение монотонности до самоцели: намеренное
использование одинаковых фигур в одинаковой одежде. Таким способом зарубежные
специалисты визуального мерчендайзинга привлекают внимание к наиболее
перспективным моделям одежды.
3. Статуарный монохромный
манекен - готовое изделие, не нуждающееся в макияже. Нельзя воспринимать его
одноцветность как недоделку, дорисовывая несуществующий макияж. Подобная ошибка
часто встречается в магазинах, где инвентарь отдан на попечение продавщиц. И
сии простодушные девы, снедаемые творческим зудом, начинают бороться за
реализм.
4. При демонстрации пальто и
плащей на полносборном манекене рекомендуется надевать под экспонируемую вещь
рубашку, свитер, пиджак или жакет. Не для комфорта куклы, разумеется, а для
того, чтобы плащ или пальто не сидели как халат (при надевании плаща на голую
фигуру именно так и происходит).
5. Анахронизмом являются
крупные ценники-бирки, крепимые к экспонируемой одежде. И уж полный
"совок" - украшение этих бирок ленточками. Оптимальное на сей день
средство подачи текстовой информации об одежде - специальные стойки-бейджи,
устанавливаемые у подножия дисплейных фигур.
6. Обветшавшие и безнадежно
сломанные манекены нельзя оставлять в витрине или интерьере магазина. Ни из соображений
экономии, ни под сакраментальным девизом из Агнии Барто. Все равно, мол, его не
брошу. А придется, однако. Ибо манекены имеют право вызывать какие угодно
чувства, кроме брезгливого сострадания. Хотя они-то к нашим чувствам совершенно
равнодушны. Ну, что с них возьмешь…
ГОСПОДА ОФОРМИТЕЛИ
Витрина
- произведение сугубо сезонное, на вечность не претендующее. Но в этой сфере
все же "отметились" различные знаменитости: Эрте, первый художник
журнала Vogue, Сальвадор Дали. Оформительский опыт Дали, правда, был не самым
удачным. По заказу одного из универмагов на Пятой авеню Нью-Йорка Дали оформил
две витрины. В этом жанре Дали остался верен себе: в витрине "Ночь"
над балдахином постели висела голова буйвола с окровавленным голубем в зубах, а
витрина "День" изображала залитую кровавыми слезами девушку, сходящую
в меховую ванну с торчащим из нее букетом рук. "Актрис" - старинные
восковые манекены французской работы - Дали нашел в загашнике одного из
магазинов (современные пластиковые фигуры Дали терпеть не мог). Витрины вызвали
ажиотаж, но специфический - младенцы, проезжая в колясках мимо магазина,
принимались испуганно вопить, пожилые дамы падали в обморок. Через день Дали,
придя глянуть на свое творение, обнаружил, что самые страшные детали убрали, а
пыльных восковых дев заменили на пластиковых. Дали пришел в бешенство, ворвался
в витринный бокс, разбив стекло, вывалил ванну на тротуар и принялся терзать
ненавистную пластиковую девицу. А все умножающаяся толпа с интересом созерцала
буйство "звезды".
Администрация
того универмага зареклась впредь не связываться и с Дали, и с авторскими
витринами вообще. Но Дали свое депо сделал: нью-йоркцы еще долго судачили о
том, как на Пятой авеню бесновался какой-то дядька с дурацкими насекомыми
усами. И специально приезжали туда с надеждой на повторение шоу. А уж торговцы
этой улицы как счастливы были!
В
США витринный дизайн даже формировал национальный идеал женской красоты. В 30-е
годы простодушных американских коммерсантов не устраивали надменные
искусственные дамы из Франции и Германии. За сотворение американского идеала
взялся Лестер Габа. Его героиней была не холодная королева с греческим
профилем, а веселая и кокетливая блондиночка. Первые модели Габа сделал по
заказу Мэри Льюис, вице-прездента нью-йоркского торгового дома Best. Вскоре
новый типаж завоевал Нью-Йорк, а потом и Европу под нарицательным именем
Gaba-girls. Предвоенная Америка была очарована "девушками Габы", они
в значительной мере повлияли на стиль Мэрилин Монро и Джейн Мэнсфилд. Карьера
Лестера Габы началась в десятилетнем возрасте, с конкурса скульптур из мыла,
проводимого компанией "Проктер энд Гэмбл". Академического образования
у Габы не было, но, обласканный прессой, он быстро ощутил себя гением. И как
все гении, принялся чудить. Самое красивое свое творение с серийным именем
Синтия Лестер Габа провозгласил невестой и таскал за собой по Америке и Европе
- катал на лондонских автобусах, выгуливал на бульварах, отоваривал в бутиках,
"угощал" в бистро, представлял на вечеринках. Поначалу это всех
забавляло. Но недолго. Лестеру изменили самоирония и чувство меры - игра
затянулась, он сам поверил в ее реальность. Роман с Синтией принял клинические
формы, и влиятельные друзья отвернулись от талантливого самоучки. А вам
понравится, когда к вам в гости припрётся некто в компании синтетической
тетки-вешалки?
Ксения Суворова, Торговая газета, 2002г.
|