Манекен
сегодня является важнейшим торговым оборудованием, при помощи которого
покупателю показывают товар «лицом». Манекены и торсы создают объемное
представление об одежде, они эффектно и ярко представляют новинки, привлекают
внимание к распродажам.
– Достаточно часто покупатель,
принимая решение зайти в магазин, ориентируется именно на манекены в витринах,
– точнее, на одежду и аксессуары, которые на них представлены, – говорит Наталья
Кукушкина, руководитель отдела рекламы и маркетинга компании «Купеческие
традиции». – По манекенам можно сразу определить, на какую аудиторию рассчитан
магазин, а также какие в нем представлены товары – одежда, обувь, аксессуары,
белье и прочее.
– Манекен служит настоящей визитной карточкой магазина, так как его основным
местоположением является витрина, – соглашается Евгения Белова, директор
компании СВ «Торговое оборудование».
– Кроме того, очень многие покупают именно
ту одежду, которая представлена на манекене, потому что с его помощью легче
«примерить» костюм или блузку на себя. И, конечно, манекены могут быть
имиджевые, делающие магазин или отдел неповторимым и запоминающимся для
покупателя.
Виды манекенов
Градаций этого вида оборудования много, но из них выделяются 3 вида:
человекообразные, портновские и демонстрационные формы.
Человекообразные манекены могут быть натуралистическими (их еще называют
анатомическими и классическими), стилизованными, скульптурными и
профилированными. Натуралистические повторяют строение человеческого тела, они
изготовлены из пластика натуральных оттенков кожи. У этих моделей разнообразные
позы, выражения лиц и парики.
– Стилизованные манекены могут быть самыми разными – белыми, черными,
серебряными, золотыми, прозрачными и зеркальными, без рук, без лиц, без головы,
– объясняет Наталья Кукушкина. – Чаще всего они используются магазинами
молодежной одежды.
– К этой группе можно отнести стойки-куклы мужские и женские, – продолжает Михаил
Сайдалиев, мастер-установщик компании «Магна ТД». – Это торсы с руками, но
без головы и ног, не обтянутые тканью. На эти куклы легко можно надеть брюки, а
также блузки, их можно поставить на стойку или повесить.
Скульптурные манекены в основном бывают белого цвета без парика и макияжа. К
профилированным или специализированным относят детские и подростковые манекены,
спортивные, «беременные», модели для демонстрации нижнего белья, а также
манекены животных. Детские и подростковые модели изображают людей в возрасте от
3 до 17 лет. Это самая «эмоциональная» группа. Такие манекены выпускаются не
только в стоящих (сидящих), но и в игровых позах, с выражением определенного
настроения на лицах.
Спортивные манекены также отличаются большим числом поз и делаются из мягкой
ткани, что позволяет придать им любую форму. Они предназначены для продажи
спортивной одежды и инвентаря.
Для продажи белья служат специальные бесшовные манекены с покрытием светлых
оттенков. Обычно они разрабатываются под конкретный брэнд.
Манекены домашних животных разработаны для магазинов, оформляющих витрины под
интерьеры жилых комнат: там сидят «люди», рядом с которыми играют «щенки» или
«котята».
Вторая группа манекенов – портновские. Фактически это лишь один торс без головы
и на «ноге», обтянутый тканью. Форма такого манекена неизменна на протяжении
многих лет, меняются лишь материалы изготовления и формы подставок («ног»).
Основной размер женских манекенов 42-44, мужских – 48-50. Для обтяжки
используются как синтетические, так и натуральные материалы, а для изделий
класса люкс – шелк или бархат.
– По нашему опыту продаж, наиболее ходовыми являются демонстрационные формы –
манекены-полуторсы, – говорит Михаил Сайдалиев. – Их удобно ставить на полку
или витрину, вешать на стену, к тому же они дешевле других видов манекенов.
К демонстрационным формам также относятся «ноги» для показа чулочно-носочных
изделий, «головы» для шляп, париков и головных уборов, «руки», «кисти» и
«декольте» для продажи ювелирных украшений.
Выбор изделия
Как считают специалисты, основными критериями выбора манекена являются его
внешний вид, надежность креплений, качество покрытия и, конечно, стоимость.
Манекен должен идеально подходить по пропорциям к одежде, которую на него
надевают. Иногда продавцы просто закалывают на манекене костюм в тех местах,
где он плохо сидит (часто это происходит в магазинах, торгующих одеждой больших
размеров). Это большая ошибка, потому что покупатель все равно видит, что
костюм или блузка на 2 размера больше, чем необходимо. Нужно иметь в виду, что
на манекене, в отличие от торса, все недостатки посадки будут очевидны. Поэтому
перед покупкой нового манекена на нем можно и даже нужно примерить образцы
изделий своего магазина.
Особое внимание следует уделить качеству креплений рук и ног: чем они надежнее,
тем чаще и дольше можно будет переодевать манекен.
Гарантия на этот вид оборудования действует 1 год со дня приобретения, но при
бережном отношении манекен может прослужить от 3 до 5 лет, причем в некоторых
магазинах они стоят и 10 лет – правда, внешний вид такого манекена оставляет
желать лучшего. Такой срок службы недопустим, поскольку старый
непривлекательный «человек» будет только отпугивать потенциальных покупателей.
Надо иметь в виду, что мода на манекены быстро меняется: в среднем «век» модели
длится 2-4 года, после чего фигуры и лица морально устаревают. Поэтому крупные
сетевые компании регулярно обновляют свои манекены.
Как их устанавливать
– В дорогие магазины для привлечения покупателей ставят фигуры в полный рост, –
говорит Михаил Сайдалиев. – В торговом зале несколько манекенов можно
расставить в один ряд, но тогда, во-первых, их не должно быть больше трех, а
во-вторых, они не могут быть одинаковыми: позам фигур обязательно следует
отличаться друг от друга.
На витрине же манекены лучше не располагать в одну линию, поскольку тогда в ней
исчезнет перспектива и глубина. Лучше всего, если пространство витрины имеет
форму квадрата – тогда манекены можно расположить на разном расстоянии от
стекла, чтобы появилась перспектива.
Кроме того, крайне важно освещение. Неграмотная подсветка исказит цветовую
гамму одежды, а слишком холодное освещение витрины может произвести просто
пугающее впечатление: нельзя забывать, что манекены порой очень похожи на
людей, и если они мертвенно-бледны... Словом, потенциальный клиент не
задержится у такой витрины. Иногда основной свет оборудуют слишком высоко над
манекенами, и он рассеивается. Как советуют специалисты, лучше расположить
несколько точечных светильников, только сделать это нужно правильно – чтобы они
не отражались в витринном стекле.
Современные тенденции
– Сегодня многие магазины молодежной одежды отдают предпочтения ростовым
стилизованным манекенам – без лиц и нестандартных цветов, таких, как серый,
белый, черный, серебристый и золотой, – говорит Наталья Кукушкина. – Считается,
что они не отвлекают покупателя, подчеркивая универсальность и доступность
одежды. Но здесь есть своя сложность: не любую вещь можно надеть на такой
манекен. На них хорошо смотрится только одежда противоположных цветов:
например, черную футболку на черном манекене просто не будет видно.
Кроме того, сейчас наблюдается возврат классических манекенов, в позе которых
прослеживается некое движение с эмоциональной окраской. В целом манекены
становятся более реалистичными, даже «раскованными» – более похожими на людей.
Стоимость
Сам процесс создания манекенов очень дорог. Сначала моделируется образ, для
чего приходится приглашать профессиональных моделей. Потом появляется матрица:
манекен отдается в массовое производство. На основе одной модели
разрабатывается несколько вариантов торсов с головами, а также несколько
вариантов рук и положений ног. Количество поз, в которых отрабатывается одна
модель, достигает в некоторых случаях 150.
Количество европейских фирм, создающих манекены, невелико (их всего около 10),
а процесс создания базового образца длится несколько месяцев и стоит порядка
3-15 тыс. евро. Отсюда цена самых последних, модных европейских моделей
составляет более 1 тыс. евро.
Для подавляющего большинства российских магазинов это слишком дорого. Поэтому
на нашем рынке преобладают китайские и корейские манекены – копии старых
моделей европейских образцов. Стоят они от 3 тыс. рублей, а полуторсы и того
ниже – от 140-150 руб. (торсы – от 1 тыс.). Но и из них можно подобрать нужную
группу в витрину или торговый зал. Дополнительным плюсом является то, что
каждый из таких манекенов можно посмотреть, пощупать и примерить на него свою
одежду. Европейские изделия или везут из-за границы, что повышает их стоимость,
или заказывают по каталогу, рискуя ошибиться в размере или в посадке костюма.
Прообразом
современного манекена считается Пандора – кукла в половину человеческого роста
с полным гардеробом одежды, которую возили в 18 веке по разным странам, чтобы
познакомить дам с последней парижской модой. Другая версия рождения манекена –
портновская болванка в шляпке и костюме, которую выставляли портные в окнах
мастерской для привлечения клиентов.