«В
последней декаде сентября 2007 года Москву постигла участь территории,
подвергшейся «вторжению» гуманоидных существ…». Так, или подобным образом, можно
было бы охарактеризовать состоявшееся осенью 2007 года очередное ежегодное мероприятие в
выставочном комплексе на “Красной Пресне” под названием “ShopDesignRussia 2007”. А ведь всего-то: ежегодная выставка торгового
оборудования и дизайна торговых залов.
Среди
прочих стеллажей, крючков, плечиков и витринных конструкций особым образом
выделялись, то там, то тут стоящие андроиды – пластиковые человекообразные
творения дизайнерской мысли, предназначенные сделать посещение магазинов
одежды, для посетителей – весьма увлекательным с эстетической точки зрения
событием, а для продавцов – максимально повысить результативность продаж.Проще говоря, для многих, кто, посетил эту
выставку, неизгладимое впечатление оставило именно увиденное ими обилие и
разнообразие представленных на ней манекенов.
Несмотря на годичную повторяемость выставки,
каждый раз поражаешься чему-то необычному, что предстаёт перед взором. Были
здесь и традиционные решения манекенного дизайна, повторяющиеся на протяжении
нескольких последних лет, были и совершенно новые подходы к модульному
мерчендайзингу. Но, обо всё по порядку.
Итак,
вот небольшой перечень компаний, что представили на суд посетителей свои
манекены (слово «свои» следует понимать весьма условно: практически все фирмы
показывали товары импортного производства). Главными игроками здесь, как и на
реальном рынке России, и Москвы в частности, выступил классический «дуэт»: «Магазин для магазинов» и «Торгкомплект». Отдельное
место занимала «Красная линия». Почему –
объясню чуть позже. Были, правда, ещё традиционный оптовик «АББОТТ», часто мелькающая на интернетном
пространстве фирма со звонким и стильным названием «ПОРСА», и совершенно новое, по крайней мере,
для автора этих строк, игривое для непосвящённого уха имя «Вешала».
«МАГАЗИН - ДЛЯ
МАГАЗИНОВ», А МАНЕКЕНЫ ДЛЯ ЧЕГО?
Компания
«МДМ-ГРУПП», она же «Магазин для магазинов»,
представила то, что по её мнению, должно было характеризовать спектр её
реализации в плане манекенов. Небольшая группа «пластиковых товарищей мужского
и женского пола», в надежде произвести должный фурор, сгрудилась в центре
фирменной экспозиции. Не сама конечно, их так сгруппировали организаторы стенда
от фирмы, но сплочённость данного коллектива просто поражала, - складывалось впечатление,
что это акция некоего «флэш-моба», с одной только оговоркой: «субъекты» собрались
в одном месте, но одежду при этом на себя набросить не удосужились. С другой
стороны, в этом то и была некая задумка и тайный смысл стендистов. По крайней
мере, композиционно стенд смотрелся достаточно броско и красочно, причём
фирменный «красно-кубический» стиль прослеживался во всём стендовом оформлении.
Единственное
замечание, котороехотелось бы высказать,
делясь впечатлением от просмотра стенда: для доступа к манекенной группе
приходилось пробираться почти лабиринтным способом – сквозь туннель вешальных
панелей и стеллажей.
Хотя
впечатление это было скорее обманчивым, так как видимость группы, как по центру
экспозиции, так и по бокам носила лучевой характер, и в принципе, это размещение можно
считать вполне рациональным и в определённой степени уместным решением.Перефразируя известную поговорку, вполне
можно выразиться так: «не манекеном единым жив «МДМ», то есть на фирме и много чего ещё
полезного, вполне может сослужить добрую службу в нелёгком торговом деле.
В
каталогах «МДМ», как на бумажных, так и
на электронных носителях, о манекенах было рассказано гораздо больше, чем
показано образцов на самом стенде. В принципе это вполне объяснимо: мол,
поставляем такие, какие видите в качестве образцов, а вообще можем поставить гораздо
больше. Логичная и экономически оправданная тактика.
Если
подводить черту обзору экспозиции компании «МДМ»
и ответить на поставленный в подзаголовке вопрос, то сформулировать можно
следующий краткий тезис: «манекены – для продажи». Тот ряд образцов, что
представила фирма, вполне соответствует этому предназначению. А что касается
отдельных вариаций стилистики моделей, цвета и формы париков, овала лиц, цвета
глаз, той или иной позы, - всё этот прерогатива выбора так называемых «торговых
мерчендайзеров», специально обученных для этого людей, ответственных по долгу
профессиональной принадлежности за оформительский аспект торгового дела.
«ТОРГКОМПЛЕКТ»: В
КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧЕНО ВСЁ
Компания
«ИРА-ПРОМ», выступающая под торговой маркой «Торгкомплект», и входящая в её состав «Дизайн-студия «Манекен», представила целый парад «пластиковых
помощников торговли». Лавина самых разнообразных манекенов обрушилась на
посетителей стенда. От предельно натуралистичных до разноцветно-стилизованных.
С
возвышенного подиума, на проходящих мимо экспозиции посетителей выставки,
«пристально взирали» сверху в низ выстроившиеся в ряд фигуристые «девушки» и
плечистые «пареньки». Реалистичную композицию разбавляли экспонаты
футуристического дизайна, как будто пришедшие из фильма об очередном
«терминаторе». К ним присоседились и миниатюрные создания с «репоподобными»
головами, очевидно символизировавшими неких непослушных детей. В общем, разнообразие
било через край. И не напрасно: цель практически была достигнута – посетитель
понимал: если тебе нужен манекен, мимо этого стенда равнодушно пройти просто не
сможешь, - остановишься и обязательно возьмёшь каталог и завяжешь нужный
контакт.
«Дизайн-студия «Манекен», или, что более
на слуху – компания «Торгкомплект», всегда славилась своим разнообразием
ассортимента манекенов. Здесь наблюдаются, и классические модели, и самые что
ни наесть экспериментальные. Всё это обеспечивается стабильностью связей с
канадско-литовскими и немецкими поставщиками манекенов.
Похоже,
что «Торгкомплект» сделал
серьёзнейшую заявку на лидерство в этом спектре товаров для визуального
мерчендайзинга. Поставка качественных и самых необычных образцов манекенов –
вот, что заметно отличает фирму от своих ближайших конкурентов.
Причём,
судя по представленному экспозиционному ряду, предложения «Торгкомплекта» способны удовлетворить потребности
самого взыскательного потребителя. Например, всегда в наличии на складе фирмы имеются
манекены «для полненьких», манекены нестандартных пропорций, манекены с «характерными» улыбчивыми лицами,
детские и спортивные манекены.
«СТИЛИСТ» –
ВОЖДЬ «КРАСНОЛИНЕЙНЫХ»
«Красная Линия» сработала в стиле «племя
краснокожих захватывает офис». Немногочисленные загорелые пластиковые фигуры
туземцев в каких-то невообразимых накидках, напоминающих рыболовные сети с
воткнутыми в них стреловидными листьями – вот центр внимания экспозиции фирмы.
Первое, что приходит на ум: находишься в фирме, где охранниками менеджерами и
секретаршами работают «незакомплексованные» выходцы с островов Зелёного Мыса
или Карибского побережья.
Над
оформлением экспозиции здесь явно поработал профессиональный стилист. И надо
признать, достаточно неплохо. Правда, у него была очень непростая задача:
втиснуть в весьма скромные площади весьма запоминающуюся экспозицию. Решение
при этом было найдено прямо таки весьма удачным - на фоне многократно
повторяющейся строки с логотипом фирмы были расположены экзотические по цвету
кожи и очертаниям манекены с украшениями в стиле «икебана».
Да,
здесь нет «голых кукол», выстроившихся в ряд, да, тут не режет глаза пестрота
предметов, да, всё подчинено законам художественного минимализма, но ведь
получилось, и оригинально, и со вкусом. При этом руководителя оформления стенда «Красной Линии» по праву можно назвать «Стилистом»
с большой буквы.
МИЛА ЙОВОВИЧ В «МАНЕКЕНОВОМАББАТТСТВЕ»
Вы
никогда лично не встречались с известной актрисой Милой Йовович? Надо
признаться и я тоже. И, тем, не менее каждый, кто посетил выставку «ShopDesignRussia– 2007», имел возможность, пусть не
лично, но всё же познакомится с манекенным воплощением этой голливудской
знаменитости. Вглядитесь повнимательней в лицо одной из выставленных моделей,
что сфотографированы на стенде фирмы “ABBOTT”, той, что с
рыжими стилизованными волосами. Ну, чем не главный персонаж из нашумевшей
когда-то ленты «Пятый Элемент»!?
В
принципе, модели манекенов фирмы “ABBOTT” известны у нас в
России уже, как минимум, с 2002 года. За этот срок их немало разбрелось по
магазинам одежды, вещевым рынкам и бутикам нашей страны. Их лица и фигуры стали
отражением некого стандарта в этой сфере. С одной стороны, доступность по цене,
с другой - вполне презентабельный облик этих образцов дисплейных модулей,
делает их весьма популярными в массовой среде продавцов одежды. Демократичность
продукции марки “ABBOTT” прослеживается и в других
линейках товаров. Объясняется всё это весьма просто, как это и бывает в иных
случаях, - производством товара в странах юго-восточной Азии по европейской, в
данном конкретном случае, английской лицензии.
«ВЕШАЛА», «ВЕШАЛА» ВСЕХ
ОБВЕШАЛА… ИЛИМАНЕКЕНЫ ТОЖЕ ХОХОЧУТ
Вот
уж, у какого стенда посетители останавливались достаточно долго, и никто при
этом не оставался равнодушным! Кто усмехался, кто-то одобрительно кивал, кто-то
просто хохотал. Точно так же, как это делал пластиковый «парень» в белом
свитере. Манекены с милыми улыбками на добродушных лицах, сосредоточенная
девушка-манекен в позе «лотоса», грозного вида юноша с суровым лицом рассерженного
спорщика, наивная девушка, свернувшая губки трубочкой… Такого обилия разнохарактерных
персонажей не было даже на стенде «Торгкомплекта».
Фирма
«ВЕШАЛА» (ВИТРИНА-А) вошла на рынок манекенов совсем
недавно, - где-то в 2005 году, при этом ускоряя свои шаги всё больше и больше в
этом направлении. У компании много грандиозных планов. Фирма декларирует
посредничество зарубежных, в частности, немецких производителей. Плюсом фирмы
можно считать концентрацию внимания на «предметах демо-форм», то есть того, на
что надевают одежду для демонстрации её в магазине: вешала, плечики и манекены.
Все остальные шероховатости, по большей части, связаны с юностью, как самой
фирмы, так и с малой раскрученностью её в средствах массовой информации.
Задорность начала говорит о неплохой перспективе в будущем. Пожелаем от всей
души им успехов и стать достойными конкурентами уже известным игрокам этого
рынка.
БЕЛОСНЕЖНАЯ«ПОРСА» - ЛАКОНИЧНЫЙ ДИЗАЙН
Компания
«ПОРСА»не отметилась сколько-нибудь заметным
образом в плане демонстрации манекенов. Отдельно стоящая облачно-белая фигура
без особых изысков как одинокая берёзка приютилась на угловом стенде компании.
На незначительном отдалении стояла ещё пара манекенов, причём один - безголовый
(так и подмывает написать «безбашенный», хотя, и у «безголовых» есть своё
предназначение в системе торгового мерчендайзинга). Потенциал фирмы «ПОРСА» вполне весомый, и, на мой взгляд,
вполне позволял устроить более броский ряд манекенных модулей, разнообразить
показ, дать более оригинальную трактовку, пусть и имея при этом в арсенале
вполне стандартный набор изделий.
ЗОЛОТО «МИСТЕРА МАНЕКЕННЫ»
Представим
на минутку, что мы берём интервью у вымышленного директора-распорядителя этого красочного
шоу - мистера Манекенны. «Скажите, мистер Манекенна, кто из участников
выставки, представивших на своих экспозициях модели манекенов, по Вашему
мнению, заслуживает золотой медали?» «Вопрос, пожалуй, больше риторический.
Победителем всегда оказывается тот, кто в результате показа любого своего товара,
резко увеличивает объёмы его продаж», – хитро улыбнувшись и подмигнув, быстро
завершил диалог и удалился наш виртуальный собеседник, - «извините, спешу, мне
ещё раздавать выставочные дипломы, до встречи - следующей осенью!»
Оценив
по достоинству дипломатичность такого ответа, и мы спешим расстаться с этим
гостеприимным домом с ёмким названием – «Выставочный
комплекс на Красной Пресне». Пусть каждый, посетивший его сделает выводы
сам, а всем участникам выставки – доброй продажи! Вы продаёте манекены, а
манекены продают одежду. Так давайте сделаем эту продажу не только эффективной,
но и чуть-чуть эффектнее.